Alexander Yagushev предлагает Вам запомнить сайт «ChessClown Team. Шахматное сообщество»
Вы хотите запомнить сайт «ChessClown Team. Шахматное сообщество»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Гимнастика это шахматы для ума!.. Во, блин.. кажется что-то перепутал... В общем... Присоединяйтесь к шахматному сообществу "ChessClown Team". Играйте в шахматы online, общайтесь, приглашайте поиграть в шахматы друзей!

Смотри также другие темы шахматного сообщества

Шахматные футболки и сувениры

Реглан Мужская l/s (бел/чёрн) на printdirect.ru

На нашем шахматном сайте вы можете абсолютно бесплатно подать свое частное объявление на любую шахматную тему: Шахматные уроки: даю / ищу тренера, Продаю-куплю шахматные книги, журналы. Организую шахматные встречи, турниры и т. д. Это можно сделать в разделе
Шахматные объявления


Шахматное онлайн сообшество

2024 пользователям нравится сайт chessclown.mirtesen.ru

Шахматное приложение для игры в шахматы онлайн

Многопользовательская онлайн игра в шахматы

Шахматы онлайн

 Вы можете установить это шахматное приложение на свою страницу и бесплатно играть в шахматы online в режиме реального времени с партнерами со всего мира. В игру встроен голосовой и обычный чат. Играйте в шахматы онлайн через компьютер, интернет, не скачивая шахматной программы бесплатно

ИЛИ ПРОСТО

Играйте в шахматы онлайн на нашем сайте!

Шахматная статистика
Обмен Ссылками

ChessClown. Шахматный онлайн клуб


Как посмотреть шахматные партии в формате PGN онлайн

Чтобы посмотреть шахматные партии в формате pgn онлайн, вы можете скопировать текстовой код выбранной партии, перейти на страницу "шахматной ходилки", вставить текст партии в верхнее поле и нажать кнопку "Посмотреть"

Или скачайте бесплатную шахматную программу для просмотра шахматных партий в формате PGN - ChessPad

Словарь шахматных терминов (продолжение)

развернуть

Словарь шахматных терминов (продолжение)

    * Пат — позиция, в которой какой-либо стороне не объявлен шах, но она не имеет ходов.
    * План в шахматах — стержень шахматной стратегии, в которой увязывается воедино дебют, середина игры (миттельшпиль и эндшпиль.

План формируется на основе динамичной (меняющейся) оценке позиции и включает в себя постановку адекватной цели борьбы (борьба за победу, за ничью), оценку необходимости перегруппировки фигур, оценку приемлемости (неприемлемости) серии разменов, необходимость тех или иных маневров, лавирования и т. п.

 

    * ПГН (PGN) - Portable Game Notation (PGN) — формат файла для сохранения шахматных партий. Он был разработан Стивеном Эдвардсом (англ. Steven J. Edwards) в 1994 году, что бы облегчить обмен партиями (к примеру через интернет) между шахматными программами.
Формат PGN использует символы из ASCII-кодировки и состоит из двух частей: метаданные и нотация партии. В первой части стоит информация о партии: турнир, тур, имена игроков, результат и т. д. Вторая часть состоит из алгебраической нотации. Комментарии находятся между {} скобок.

Большинство шахматных программ поддерживает этот формат. Обработка файлов может совершаться и с помощью обычной программы для редактирования текста. В одном файле можно сохранять более, чем одну партию.

    * Позиция — положение, случившееся в практической партии или представляющее задание в шахматной композиции. Умение адекватно оценивать позицию представляет собой одну из необходимых составляющих шахматного мастерства.
    * Поле — единица шахматного пространства, то же, что и «пункт», «клетка шахматной доски». Обладание ключевыми полями в данной конкретной позиции предопределяет позиционное преимущество. «Слабое» поле — то есть поле, доступные для вторжения вражеских сил.
    * Полуход — один ход белых или один ход чёрных, единица измерения и минимальная единица изменения позиции на шахматной доске. Два полухода составляют ход, представляющий собой одну строку в записи шахматной партии на бумаге.
    * Превращение — замена пешки при достижении последней горизонтали на любую фигуру своего цвета (кроме короля).
    * Превращение «слабое» — превращение пешки не в самую сильную фигуру (то есть не в ферзя, как обычно), а, например, в коня, слона или ладью. То есть «слабое» превращение может быть сильнейшим ходом (!).
    * Программа шахматная — разновидность игровых компьютерных программ, способных оценивать позицию и в соответствии с заложенным алгоритмом делать (предлагать) ход. Лучшие современные программы (Freetz, Deep Blue, Deep Thought etc.)играют на уровне сильных гроссмейстеров и успешно сражаются с чемпионами мира (компьютерам проигрывали матчи и Каспаров, и Крамник…). Они также незаменимы при подготовке к соревнованиям и при анализе партий или технических позиций.
    * Проходная пешка — пешка, перед которой нет пешек противника (в том числе на смежных вертикалях) и которая может двигаться к полю превращения.
    * Преимущество — превосходство над позицией противника в одном из компонентов (материальное или позиционное преимущество).
    * Размен — ход (серия ходов), при котором (которых) стороны осуществляют обмен примерно равноценным материалом (размен лёгкой фигуры на легкую фигуру, пешки на пешку, лёгкой фигуры на три пешки, ферзя на две ладьи или три легких фигуры и т. п.).
    * Рейтинг — текущий уровень относительной силы шахматиста, выражаемый в числовом коэффициенте (с 1972 — коэффициент Эло по имени Арпада Эло, предложившего методику расчётов и использования коэффициентов). Уровень мастера — примерно от 2200. Уровень гроссмейстера — от 2400 и выше. Гроссмейстеры экстра-класса — от 2600 и даже от 2700 и выше.
    * Рокада — вертикаль, открытая для маневров ладьи.
    * Рокировка — ход в шахматной партии, имеющий целью увести короля из центра; при короткой рокировке король эвакуируется на королевский фланг, при длинной — на ферзевый. При осуществлении рокировки король переносится через одно поле (соответственно, для белого короля на поля g1 (при короткой рокировке) или c1 (при длинной)), ладья ставится на то поле, через которое «перепрыгнул» король.
    * Ряд — то же, что и горизонталь. «Обжорный» ряд- вторая (для чёрных) или седьмая (для белых) горизонталь, на которых тяжелые фигуры могут «полакомиться» пешками.
    * Связка — положение, когда фигура не может сделать ход из-за того, что после её хода поле, на котором стоит король, будет битым.
    * Cкакография — жанр шахматной композиции, при которой расположение шахматных фигур образует очертания букв, цифр или какие-то рисунки (например, очертания новогодней елки).
    * «Слепота» шахматная — «затмение» во время игры, при которой игрок не видит очевидных выигрывающих продолжений или совершает грубый "зевок", ведущий к проигрышу или утрате решающего перевеса.
    * Стратегия шахматная — долговременный план, на реализацию которого направлены конкретные ходы и операции. Общая линия стратегии определяется прежде всего требованиями позиции и включает в себя оценку позиции, определение конечной цели (борьба за победу или за ничью), методов достижения последней (обострение игры, блеф, переход в эндшпиль и т. п.).
    * Табия — хорошо изученная дебютная позиция, с достижения которой игроки начинают делать собственные, не «книжные» ходы. В старинных шахматах фигуры не отличались современной динамикой и дальнобойностью, и требовалось немало времени, чтобы разыграть дебют. Поэтому по договорённости игра сразу начиналась с табий.
    * Тактика шахматная — система приёмов (прежде всего с использованием комбинаций), позволяющих достичь преимущества или свести партию к ничьей. К приёмам шахматной тактики относят разнообразные типичные средства («отвлечение», «завлечение», «уничтожение защиты» и пр.).
    * Теория шахматная- сфера анализа и обобщения практики, выявление определённых закономерностей, присущих шахматной игре на различных ее стадиях (теория дебюта, теория окончаний и т. п.).
    * Турнир — разновидность (наряду с матчем) шахматного соревнования, при котором ряд участников играет с друг другом. Типичный пример — круговой турнир, в котором каждый участник играет со всеми остальными. Турнир по швейцарской системе позволяет провести соревнование с многими десятками (и даже сотнями) участников посредством проводимой после каждого тура жеребьёвки (в каждом новом туре играют между собой участники, имеющие примерно равное количество очков).
    * Фаланга — пешечная цепь.
    * Фейерверк — каскад жертв при осуществлении комбинации.
    * Фианкетто — или фианкетирование, термин обозначающий развитие слона на большую диагональ под защитой пешечного «домика» (например, слона на g2 при пешках f2, g3 и h2).
    * Фланг — край доски, ограниченный вертикалями a, b, c и f, g, h.
          o Королевский фланг — фланг, ближний к королю в начале шахматной партии, на вертикалях f, g, h.
          o Ферзевый фланг — фланг, ближний к ферзю в начале шахматной партии, на вертикалях a, b, c.
    * Фишеровские шахматы (рэндом-чесс)- шахматы, в которых фигуры стоят на исходных позициях иным образом (но симметрично у белых и черных), чем в классических шахматах (пешки же по-прежнему занимают второй ряд) — причем слоны обязательно стоят на полях разного цвета и ладьи с разных сторон от короля. Позиции в этой разновидности шахмат недостаточно изучены теорией и носят более «свежий» и оригинальный характер.
    * Форпост — выдвинутая во вражеский лагерь (то есть за демаркационную линию)фигура (как правило, конь), защищённая пешкой. Например, конь на поле e6, защищённый пешкой d5 или (и) f5.
    * Форсирование — осуществление серии ходов, на которые противник вынужден отвечать только определённым образом (например, при разменах, при объявлении шахов и т. п.). Форсированные варианты облегчают предварительный расчет.
    * Форточка — поле, на которое может отступить король в случае шаха по первой (последней) горизонтали. Соответственно, «сделать форточку» — это сделать ход одной из пешек, прикрывающих позицию рокировки. В случае отсутствия «форточки» принято говорить о возможной слабости первой (для белых) или последней (для чёрных) горизонтали.
    * Ход — передвижение фигуры или пешки с одного поля на другое. Ход считается сделанным, если игрок поставил фигуру или пешку на поле и отпустил ее. Ходы шахматной партии, сыгранной в официальных соревнованиях, записываются посредством шахматной нотации. В случае рокировки и взятия в ходе могут участвовать две фигуры. См. также полуход.
    * Цейтнот- нехватка времени на обдумывание хода.
    * Центр — поля с индексами e4-e5-d4-d5. Понятие расширенного центра включает также смежные с указанными поля.
    * Цугцванг — положение, при котором у одной из сторон или у обеих сразу (взаимный цугцванг) нет полезных ходов, так что любой ход игрока ведет к ухудшению его собственной позиции.
    * Часы шахматные — особая разновидность часов, в которых совмещены два циферблата и при совершении хода особый механизм переключает часы таким образом, что идут часы того, кто обдумывает ход. Нехватка времени вызывает цейтнот, а его исчерпание (в случае, если не сделано предусмотренное количество ходов) означает просрочку времени и поражение.
    * Часы Фишера — часы, в которых предусмотрено прибавление нескольких секунд за каждый сделанный ход (то есть возможность просрочки времени в выигрышной позиции минимизируется).
    * Шах — позиция, в которой король атакован вражеской фигурой или пешкой. Двойной шах — позиция, в которой королю объявляют шах сразу две фигуры.
    * Шахматная композиция — область шахматного искусства, в которой художники (шахматные композиторы) составляют позиции (задачи и этюды), в которых те или иные идеи, принципы и приемы выражаются в чистом виде и имеют ярко выраженную эстетическую окраску.
    * Шахматная фигура
          o Конь
          o Король
          o Ладья
          o Пешка
          o Слон
          o Ферзь

          o Лёгкая фигура — лёгкой фигурой называют коня или слона.
          o Тяжёлая фигура — тяжёлой фигурой называют ладью или ферзя (в отличие от легких фигур, отдельная тяжелая фигура может при поддержке короля поставить мат одинокому королю противника).
    * "Шахматы Фролова" (королевские шахматы, кингчесс) — разновидность шахматной игры, придуманная А.Фроловым. Игра начинается на пустой доске. Противники поочередно выставляют на доске свой комплект фигур (свои пешки — только на своей половине доски). «Обычная» игра начинается, когда все фигуры поставлены на доску. Легко предположить, что наибольшие проблемы вызывает определение возможной позиции своего короля.
    * Эндшпиль — заключительный этап шахматной партии.
    * Этюд шахматный — произведение шахматной композиции, искусственно составленная позиция, в которой необходимо найти единственно верный путь (как правило, неочевидный, парадоксальный) для достижения поставленной задачи (достижение выигрыша или ничьей).

Ключевые слова: Начинающему шахматисту
Опубликовал , 25.06.2010 в 08:01
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте